Куда движется розничный рынок Северо-Запада?
Опубликовано: 17.11.2017Итоги XVII Петербургского Продовольственного Форума «Торговля Большого Города»
15 и 16 ноября 2017 г. в Северной столице в рамках главной продовольственной выставки Северо-Запада «Петерфуд» для поставщиков продовольствия и закупщиков розничных сетей традиционно прошел крупнейший деловой Форум «Торговля Большого Города».
Организатор: КВК «Империя», Генеральный партнер: MetroC&C
Форум собрал более 200 участников из 54 городов России и мира (Испания, Греция, Азербайджан, Армения, Беларусь, Молдова и др.): производителей и поставщиков продовольственных товаров, представителей ритейла, торговых ассоциаций и HoReCa.
Ключевой частью Форума стал Центр Закупок Сетейтм, где производители, дистрибьюторы и 112 закупщиков из 50 розничных сетей провели за 2 дня свыше 3000 переговоров о поставках.
Крупнейшая в году региональная встреча поставщиков с ритейлом собрала закупщиков таких сетей, как: Пятерочка и Перекресток от X5 Retail Group, Ашан, Магнит, О’Кей, Дикси, Метро C&C, PRISMA, 7Я CемьЯ и еще более 40 сетей.
Сфокусировавшись на Северо-Западном регионе, в рамках деловой программы обсуждались такие вопросы, как «распил» розничного рынка между сетями, за что потребители голосуют кошельком, как помимо скидок продвигать товар в сетях, к каким подводным камням стоит быть готовыми при производстве СТМ… и др.
Впервые на Форуме был поднят вопрос поставок продовольствия в HoReCа, поскольку поставщики food, которые раньше были нацелены исключительно на сети, сегодня массово проявляют интерес к таким перспективным каналам сбыта, как отели, рестораны, кафе.
Ниже приведены яркие цитаты с Форума:
О рынке:
«Когда будете говорить с сетями, пускай они не бравятся перед вами своими успехами и достижениями, многие показывают отрицательную динамику по выручке, причем достаточно серьезную»
Иван Федяков, INFOLine
«Что происходит с чеком? Чек пока не изменился по сумме, но расширился ассортимент в нем. Наш покупатель хочет новинок, но не готов за это платить, поэтому ценность промо сохраняется (по анализу сети Пятерочка до 30% корзины покупателя – это промо). Мы открыты к новым сотрудничествам, за прошлый год X5 RetailGroup заключила 947 новых контактов»
Ольга Волкова, X5 RetailGroup
«Сейчас в Петербурге насчитывается 22 тыс. предприятий розничной торговли. В кризис 2015-16 эта цифра только увеличилась на 1200 предприятий. Оборот розничной торговли в Петербурге за год вырос на 2,5%. Положительную динамику вызвали замедление роста цен и восстановление потребительской активности в связи с ростом реальных зарплат»
Елена Подгорная, Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга
«Развитие сетей сейчас находится в финансовой плоскости – развивается не тот, кто лучше работает, а у кого больше денег. Региональным сетям в выживании может помочь объединение, но здесь мы сталкиваемся с проблемой разных подходов к приемке категорий»
Александр Мышинский, РеалЪ ТД
«На мой взгляд, крупные сети можно сравнить с атомными электростанциями. Если есть над ними жесткий контроль – это экологически чистая энергия. Если сами по себе – Чернобыль…»
Алексей Третьяков, Ассоциация малого бизнеса в сфере потребительского рынка
«Показывают рост более дорогие сегменты в корзине – такие как Сырокопченые Колбасы, Рыбные полуфабрикаты и Морепродукты, Шоколадные изделия. При этом потребитель СЗ по-прежнему остается чувствителен к цене, отдавая предпочтение наиболее оптимальным предложениям на рынке. Как следствие, формат Дискаунтеров продолжает расти в СЗФО наиболее динамично»
Виктория Арбузова, GfKRus
О промо:
«Календарь промо в сетях формируется на год. И чтобы не получилось ситуации, когда Вы согласились на промо, дали скидку, но не обеспечили сеть товаром, следует сразу формировать совместно с сетями календарь производства, объемов и промо по вашему продукту»
Анна Тищенко, Независимый эксперт (Экс-директор департамента регионального категорийного менеджмента X5 RetailGroup)
«Глубокое знание и понимание Закона о торговле всеми сотрудниками обеих сторон необходимо, ведь цена одной ошибки (одного письма, некорректного разговора) – от 1 000 000 до 5 000 000 рублей; Поставщики идут на переговоры со стороны слабой позиции, считают, что использовать знание закона, как аргумент, глупо, ведь сеть сама разбирается намного лучше. Это далеко не всегда так»
Елена Аксенова, Юридическая фирма CLIFF
«Если небольшая сеть предлагает свой вариант промо – не факт, что это законно, слепо идти на поводу нельзя»
Сергей Илюха, Лига Коммерсантов
О производстве СТМ:
«СТМ не является инструментом для продвижения бренда поставщика в сеть. В ритейле разные отделы занимаются СТМ и брендом, а в ряде сетей они даже конкурируют. СТМ расширяется, бренд сокращается, а план категорийщика по брендам остается»
Петр Офицеров, Офицеров и Партнеры
«СТМ в категории первая цена достигла насыщения в области СТМ и развиваться не будет. Исключением может быть совершенно новая категория, которая в СТМ еще не представлена»
«СТМ сетью проверяется чаще и скрупулёзнее, чем бренд производителя»
Елена Савченко, Независимый эксперт (Экс-директор управления СТМ, Дикси)
«В СТМ объемы поставок колоссальные, несравнимые с брендом (в 20 или даже 100 раз больше), поэтому Вы должны адекватно оценить свои силы. При недопоставках, поставщика СТМ сеть может без труда поменять за месяц или даже 2 недели. Например, по нашей категории X5 Retail держит еще 2-3 производителей СТМ»
Никита Овчаров, НИКА
«Основным каналом для сбыта СТМ в России являются сети-дискаунтеры, которые обеспечивают около 80% продаж»
«Полка – основной источник информации о СТМ. Задумаемся, много ли шансов у СТМ быть замеченной? Покупатель видит лишь 40% ассортимента полки; а остановившись у нее тратит не более 15 сек на принятие решения»
Дарья Кондратьева, Nielsen
Поставки в HoReCa:
«Работая с хорекой вы можете четко планировать объемы поставок, в отличие от работы с сетями, к тому же в хореке нет возвратов»
Леонид Гарбар, Федерация рестораторов и отельеров Северо-Запада
«Отсрочка оплаты у нас составляет 21 календарный день, но, безусловно, если это эксклюзивный товар, в котором мы заинтересованы, мы проявляем гибкость в этом вопросе»
Ольга Тинус, Сеть отелей Domina
«Сейчас владельцу ресторанов мало подключаться к вопросам управления только в критических ситуациях, по вопросу поставок в ресторан вам следует обращаться не к шеф-повару или администратору, а самому заинтересованному лицу – ресторатору, владельцу»
Виталий Затуливетров, сеть ресторанов Антре