Итоги XVII Форума «Обращение медицинских изделий в России»
Опубликовано: 25.04.2017
20 апреля 2017 года, в Москве пошел XVII Всероссийский Форум «Обращение медицинских изделий в России», посвященный наиболее актуальным вопросам функционирования отрасли производства и реализации медицинских изделий.
Форум пошел в знаменитой сталинской высотке, на площади Трех Вокзалов, в отеле Hilton Ленинградская. Организатором выступила Конгрессно-Выставочная Компания «Империя», собрав 300 делегатов-специалистов индустрии, представивших интересы как российских и иностранных компаний-поставщиков, так и производителей МИ, лечебно-профилактические учреждения и профильные министерства и ведомства. |
Панельная дискуссия на Форуме Обращение медизделий в России | Панельная дискуссия Форума | Фокус-сессия Форум |
На мероприятии обсуждались изменения в сфере регистрации МИ и системы госзакупок, процесса интеграции России с международными рынками и странами ЕАЭС, проблематика производства МИ. Ведь хотя на долю российских производителей приходится около 20% производства, все больше российских компаний стремятся к созданию собственных производств, а иностранные производители – к локализации. О перспективах производственного потенциала отрасли, инициативах в адрес Правительства России рассказал Президент Ассоциации «Росмедпром» Юрий Калинин. Впервые обсуждался вопрос возможности организации для рынка МИ применяемой в Европе системы нотификации для рынка медизделий, маркетинг рынка, свободные ниши и продукты. Обсуждались и способы минимизации рисков поставщиками МИ по договорам поставки медизделий в ЛПУ, а также последние изменения в системе госзакупок. Всего на Форуме выступили 27 спикеров, которые обсудили свыше 80 тем.
Предлагаем вашему вниманию наиболее яркие цитаты спикеров: |
Юрий Калинин, президент Ассоциации «Росмедпром»: «В 2014 и 2015 годах на рынке медицинских изделий был спад. В 2016 году объем производства российских медицинских изделий вырос на 16,8%. При этом доля МИ российского производства достигла в общем объеме 20%. Однако эта доля не отвечает оценочным возможностям наших предприятий. Кроме того, сегодня уже есть много схем получения финансирования инвестиционных проектов: как через различные фонды, так и через Правительство России, а также через механизм участия в специальных инвестиционных контрактах (по ним тоже можно получать льготы). С 4 до 5,3 млрд. рублей вырос экспорт товаров нашей отрасли. Эта тенденция, я уверен, продолжится. Мы прогнозируем рост рынка с 260 млрд. рублей в 2016 году до 300 млрд рублей в 2017 году. В общем, могу сказать, что сегодня мы наблюдаем изменение отношения к российской отрасли производства медизделий. Но, конечно, нужно работать над улучшением имиджа предприятий отрасли, улучшать менеджмент качества, развивать экспортные направления. Самый больной вопрос, конечно, это регистрация. Я получаю письма с пожеланиями в адрес Росздравнадзора. Есть очень большое недопонимание в сфере регистрации: каждый пункт можно трактовать по-своему. И мы стараемся со своей стороны снять эти двойные трактовки. Более того, мы поставили вопрос, чтобы создать при Минздраве координационный совет для организации регистрации МИ в один этап с усилением контроля. Мы также договорились с рядом ведомств, например, с ФАС, ТПП, РСПП о том, чтобы усовершенствовать систему госзакупок для увеличения доли отечественных производителей до 30%». |
Сергей Николаев, начальник Отдела здравоохранения и социальной политики ФАС России: «Все знают ФЗ 44, но не все – ФЗ 135 «О защите конкуренции». Это закон материального права. Мало кто знает, что там прописано очень много полномочий у ФАС. Мы по реализации этого закона успешно продвигаемся. У нас есть пул кейсов, в которых как раз и отражена суть того, как ограничивается конкуренция и чего делать компаниями нельзя. Что очень важно: у вашего рынка должен быть свой Закон «Об обращении медизделий», который прописывал бы все правила игры, которые сегодня содержатся в разных нормативных актах. Сегодня такой закон есть только в виде проекта». |
Ольга Анчишкина, исполнительный директор «Бюро контактной информации»: «Сегодня трудно рассчитать объем рынка медизделий. Объем выпускаемой российскими производителями продукции - около 260 млрд рублей. Но когда мы начинаем разбираться с реальным платежеспособным спросом по МИ, то выясняется, что госзакупки медоборудования и медизделий в активном обороте находятся только отчасти. Они включены в сферу здравоохранения в целом, федерального или регионального. Часть затрат – это около 30% - идут на строительство, реконструкцию, ЖКХ, разные услуги, содержание зданий, на содержание здравоохранения, зарплату и так далее. И только часть идет на закупку МИ в рамках системы госзакупок. Причем последние годы закупка медизделий государством снижается, на это стоит обратить внимание. Доля эта составляет всего 4% от всех госзакупок в стране. При этом средняя цена контракта - всего 270 тыс рублей, в то время, как выгодной считается сумма, выставляемая на торги в размере от 5 млн рублей. В отношении цен при проведении госзакупок были приняты новые правовые решения, Например, при изменении цены контракта (статья 95) госзаказчик должен начислять штрафы и пени, исходя из новой цены. Госзаказчик может теперь отражать в контракте снижение цены пропорционально источникам финансирования. Принят новый перечень товаров и услуг, закупая которые, нельзя предусматривать в госконтракте аванс. Кроме того, госзаказчик теперь проверить факт выдачи сертификата о происхождении МИ на сайте ТПП РФ». |
Оксана Ким, Генеральный директор «Феу дегаз компани»: «Отрасли МИ жизненно необходима внятная и прозрачная система регистрации. Такую систему можно построить только при наличии паритетного взаимодействия экспертных организаций с органами исполнительной власти. Превращение регуляторной системы в инструмент непрозрачной конкурентной борьбы или лоббирования в итоге делает рынок непрогнозируемым и невыгодным для инвестиций. Если же говорить о перспективных задачах по совершенствованию системы регистрации в ЕАЭС, куда с 1 января начала входить и Россия, отмечу следующее. Если инспекция на предприятие МИ в процессе регистрации в зоне ЕАЭС будет проводиться не экспертным органом, аккумулирование и систематизация данных о производствах МИ, становится проблемой при согласовании. А ведь это ключ к пониманию системы управления качеством предприятия и продукта. Такая база данных об иностранных производствах в Казахстане и Беларуси, к примеру, находится в руках экспертной организации. И если для России ставить задачу прозрачного регулирования рынка, то расчленять функции экспертизы и инспектирования нецелесообразно. При другой схеме взаимодействия встраивается возможность предварительной экспертизы досье МИ, возможность выбора экспертного учреждения, утвержденного Росздравнадзором. И тогда делегирование полномочий высвободит ресурс для работы и разработки рекомендаций ко всем участникам процесса и надзора за процессом экспертизы. Кроме того, устраняется фактор прямого влияния на экспертизу. Сама же экспертная или инспектирующая организация позволяет формировать базы данных о зарубежных производственных площадках. |
Анна Хвагина, директор по развитию, ОЭЗ «Титановая долина»: «Проект особой экономической зоны «Титановая долина» реализуется в Свердловской области, которая занимает первое место в России по развитию высоких технологий в области медицины (по данным портала Medpulse). Производство МИ – одно из приоритетных направлений для «Титановой долины». Так, в 2016 году статус резидента получила компания «Зибус» - 100%-но импортозамещающее производство изделий для нейрохирургических операций. Завод начнет работу в 2017 году. Сейчас идут переговоры с пятью производителями МИ. При этом налоговые и таможенные преференции, готовая инженерная инфраструктура, административная поддержка позволяют снизить до 30% издержек на организацию производства. Поэтому «Титановую долину» при нынешней государственной политике импортозамещения можно считать механизмом поддержки отечественных производителей». |
Ирина Каширина, Руководитель проекта по таможенному администрированию (направление МИ) Российского Экспортного Центра: «Российские компании, которые занимаются производством МИ, могут претендовать на государственные субсидии для высокотехнологичных проектов. Они касаются компенсации части затрат на транспортировку продукции, связанных с продвижением высокотехнологичной, инновационной и иной продукции и услуг на внешние рынки, сертификации и регистрации объектов интеллектуальной собственности на внешних рынках, а также на повышение узнаваемости российских брендов и российской продукции за рубежом. Вы также можете получить компенсацию на транспортировку своей продукции, организацию аренды выставочных площадей, застройке стендов, доставку образцов продукции до места проведения зарубежных конгрессно-выставочных мероприятий. У нас вы можете получить компенсацию на организацию подготовки и проведение специальных мероприятий по продвижению продукции на внешние рынки. Обратите внимание, что компенсациям через РЭЦ подлежат затраты, произведенные в 2016-2017 гг. на оценку соответствия и испытания в уполномоченных испытательных лабораториях, оценку соответствия менеджмента организации». |
Сергей Чудаков, Отраслевой Союз «Превентивная медицина» HealthNet АСИ-НТИ: «Тенденции времени, связанные с изменениями во внешнеэкономической, политической среде, экономической конъюнктуры внутри страны не позволяют должным образом обеспечивать текущие нужды медицинских учреждений. Это сказывается на качестве обеспечения медицинских технологий в части…МИ, и, как следствие, вынуждает прибегать к использованию более дешевых, менее качественных расходных материалов. Есть масса вопросов и по процедуре закупок. Как вариант решения проблем мы предлагаем создать единую независимую информационную площадку, на которой равнодоступные возможности получат и заказчики, и производители, и поставщики МИ». |
Юлия Гуленкова, Директор направления, Новые медицинские изделия, Фонд Сколково: «Наряду с тем, что сегодня есть уже достаточное механизмов получить финансирование высокотехнологичных проектов, как в виде прямых финансовых вливаний, так и косвенных, а также консалтинговой поддержки, остается проблемой низкий уровень координации действий по поддержке проекта компании-инициатора со стороны различных институтов развития. По-прежнему высокими остаются затраты времени компаний на поиск информации о существующих механизмах поддержки в России. Как вариант решения проблемы мы предлагаем вести совместный запуск пилотных проектов и расширить функционал государственной информационной системы (ГИС) промышленности». |
Андрей Виленский, генеральный директор НТЦ МЕДИТЭКС: «Самая эффективная стратегия производства медицинских изделий в России в кризисных условиях - объединение и рациональное использование компетенций всех участников. Я говорю о принципе кластера, который реализуется, например, в Московской области. Хотел бы обратить внимание на специальные инвестиционные контракты. Они имеют взаимовыгодный формат сотрудничества государства и бизнеса. Компания получает облегченный доступ к госзаказу, возможность стать поставщиком продукции, произведенной в рамках спецконтракта на внеконкурсной основе. Получает режим неухудшения налоговых условий и снижения до 0% федеральной и региональной части ставки налога на прибыль. Участники медико-технологический кластера Московской области имеют повышенную конкурентоспособность, работают в кооперации с другими, имеют федеральные и региональные меры поддержки. Продукция участников продвигается на внутреннем и внешнем рынках, имеет субсидии при реализации совместных проектов и многое другое. |
Дворниченко Павел, начальник отдела сопровождения проектов Фонда содействия инновациям (Фонд Бортника): «Мы поддерживаем экспортно-ориентированные компании. Проводим отраслевые конкурсы, например, Медицина-2017. Его цель – поддержка компаний, планирующих разработку и освоение новых видов медицинской продукции по тематикам, предложенным ведущими и крупнейшими медицинскими научными центрами России. Деньги можно получить на проведение НИОКР. В результате конкурса будет создана интеллектуальная собственность, подан в Росздравнадзор комплект документации для получения регистрационного удостоверения на продукцию». |
Лев Осипов, Вице-президент МОМТ: «Дорожная карта «Хелснет», которую мы разрабатываем, утверждена решением президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию 28 декабря 2016 года. Ее цель – координация действий всех задействованных участников: исполнительной власти, институтов развития, государственных и частных компаний, общественных организаций. Основные направления: превентивная медицина, ITв медицине, биомедицина, здоровое долголетие, спорт и здоровье, медицинская генетика. На первом этапе – в 2017–2019 годы – планируется создать необходимую инфраструктуру развития малых компаний рынка «Хелснет», которые должны обеспечить поток высокотехнологичных разработок и решений. На втором этапе (2020–2025 годы) – создание и развитие инфраструктуры для средних компаний. И только на третьем этапе (2026–2035 годы) планируется реализация долгосрочных проектов и тиражирование технологических решений». |
Игорь Звягин, эксперт по медицинской технике, BSI: «Нотификация органов сертификации в России – это совершенно новая тема, к которой мы должны прийти рано или поздно. На Западе – это основа функционирования многих рынков, и она показала свою эффективность. Существует официальный перечень компаний, которые имеют право проводить сертификацию систем менеджмента. В ЕС органы по оценке соответствия нотифицированы в рамках процедуры уполномочивания. И критерии соответствия стандартам аккредитации там считаются недостаточными. Поэтому рассматриваются еще и такие элементы, как знания видов продукции, процедур оценки, способность учитывать добровольную характеристику стандартов. Кроме того, нотифицированный орган обязуется участвовать в действиях координации нотифицированных органов, а также покрыть свою профессиональную деятельность адекватным страхованием». |
Кирилл Пузанков, Заместитель отдела сопровождения торговых начальника споров Аналитического Центра по внешней торговле Минпромторга России: «Импорт медизделий из государств ЕАЭС в РФ с 2011 по 2016 гг. увеличился в 38 раз. Доля импорта в РФ из ЕАЭС выросла с 0,16% до 8,1%. Объём импортируемых в Россию медизделий в 2016 году составил в денежном выражении 2,87 млрд. долларов. А экспорт российской продукции составил всего S75 млн. (на 4% больше уровня 2015 года). Готовясь к выходу на рынки ЕАЭС, мы должны понимать, что есть нетарифные барьеры, которые будут мешать, и которые нужно устранить, например, ограничение доступа поставщиков к участию в закупках на территориях стран ЕАЭС». |
Дмитрий Щекин, заместитель начальника отдела координации работ в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий Департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК: «В настоящее время в разработке находится ряд проектов документов, без которых мы не сможем работать на рынках ЕАЭС. Они касаются стандартов, в результате применения которых на добровольной основе будет обеспечиваться соблюдение соответствия МИ общим требованиям безопасности и эффективности. Это критерии по включению в одно РУ нескольких модификаций МИ, относящихся к одному виду МИ в соответствии с применяемой в ЕАЭС номенклатурой. Кроме того, предстоит принять методические рекомендации по проведению экспертизы безопасности, качества и эффективности регистрационного досье на медицинское изделие, методические рекомендации по содержанию и структуре документов регистрационного досье на МИ. А также - критерии по разграничению элементов МИ, которые являются составными частями МИ, принадлежностей и комплектующих для регистрации». |
Алексей Ванин, генеральный директор компании MDPro:
«Чтобы работать на рынке, нужно знать те тенденции, которые на нем происходят. Рынок медицинских изделий в 2014-2016 годах показывает рост в пределах 10%. При этом рост потребления во многом связан с эффектом роста цен. А драйвером роста являются расходные материалы. При этом стоит готовиться к сжатию рынка МИ. Это обусловлено наблюдаемой тенденцией к сдерживание бюджетных расходов на здравоохранение (с 3,7% от ВВП в 2013 году до 3,1% к 2020 году). То есть затраты государства на госзаказ будут падать. В то же время можно ожидать незначительного «инфляционного» роста потребления в денежном выражении в период 2017-2019 годах на уровне 3-5%. При производстве или поставках следует обратить внимание на то, что перспективные ниши находятся на стыке сегментов государственной поддержки локальной продукции и «дорогим» импортом».
Ирина Кравцова, директор по маркетингу компании «РТМ-диагностика»:
«Я работаю в высокотехнологичной компании-производителе МИ и понимаю, насколько велико значение маркетинговой стратегии при продвижении медицинских технологий. Если говорить о плюсах и минусах вашей уникальной технологии, то в плюсы я бы занесла возможность через уникальность обратить внимание на вашу компанию, привлечь интерес частного инвестора или Фонда, а также интерес сегмента b2c. А вот минусами я считаю отсутствие ориентации в сегментах рынка, необходимость обширной базы клинических исследований, скептицизм специалистов, затруднителен и поиск лидеров мнений. Поскольку рынок Ми очень наукоемкий и сложный для продвижения, я хочу порекомендовать самые эффективные направления маркетинговой стратегии: через продвижение в Интернет, апробацию, выставки, акции, семинары, тренинги, конференции и другие эвент-мероприятия». Ну, и наконец, получение РУ силами своей компании выгоднее, нежели сторонней организацией». |
Алексей Кравцов, Председатель Московского Арбитражного Третейского суда: «Выбирая, кому, какому суду доверить свое судебное разбирательство, обратите внимание на то, что в отличие от государственного Арбитража, обращаясь в третейский суд, истцу и ответчику нужно ездить по месту нахождения суда, а не ответчика. А нанимая юриста, обратите внимание на то, чтобы он имел высшее юридическое образование юридического вуза, имел опыт работы в компании от года, учился бы очно, а не заочно. Третейские суды зачастую работают быстрее Арбитража: 10-минутное заседание может заменить 10 месяцев рассмотрения в суде государственном. Третейский суд добивается возврата задолженности через судебных приставов. Минимизирована возможность подкупить судью, так как дела рассматриваются очень быстро, а в заседании можно участвовать даже через видеоконференцсвязь. Не срезаются и договорные неустойки». |
XVIII Всероссийский Форум «Обращение медицинских изделий в России» пройдет 19 сентября в отеле Hilton Ленинградская |