Итоги XIV Форума Производителей и Ритейлеров «Собственная Торговая Марка-2017»
Опубликовано: 13.02.20177 февраля в рамках ПРОДФОРУМА на выставке «Продэкспо» традиционно состоялся Форум Производителей и Ритейлеров «СТМ», который КВК «Империя» проводит уже около 10 лет (генеральный партнер – АО «Экспоцентр»).
Вопрос из зала |
Не секрет, что рост СТМ в большинстве регионов России опережает рост современной торговли. В свою очередь, это приводит к заметному росту интереса поставщиков к теме СТМ-проектов. Чтобы поставлять СТМ, нужно четкое понимание требований сети, ведь торговая марка принадлежит ритейлеру, а поставщик является «исполнителем его воли». И здесь не обойтись без диалога.
Про изменения политики сетей по СТМ-проектам и наиболее востребованные категории в 2017 г., про новые принципы отбора поставщиков, и как не допустить «досрочного освобождения» от поставок и мн. другом узнали участники Форума. На Форуме выступили представители таких сетей, как: Дикси, Metro Cash&Carry, SparRussiaB.V., ПО РОСТ (объединяющее в себе более 20 розничных сетей России) и др. Спикеры дали свои прогнозы доли СТМ на 10 лет вперед до 2027 года, и их ответы разнились – от 8 до 15% (сегодня СТМ в среднем занимает 4,7%). Кто оказался прав, покажет время. Не обошлось и без горячих дискуссий о миссии СТМ для сети и о том, что всё же первоочередно – прибыль или лояльность покупателей…
Президиум Аналитической сессии |
Александр Блинов, ТД РеалЪ |
Елена Савченко (ГК Дикси) обменивается визитками с делегатами |
Предлагаем ознакомиться с некоторыми цитатами спикеров Форума:
Ксения Чибескова (MetroC&C)
«После аудита Метро нам ничего не страшно…» – нет, страшно. За 2016 год мы получили колоссальное количество жалоб от покупателей, и, как следствие, с поставщиками пришлось расторгнуть договора по причине качества.
Аудит не приезжает внезапно, он приезжает, когда есть причины. Если поставщик не прошел аудит, у него есть второй шанс, тогда мы сравниваем чек-листы аудитора и представителя Метро.
Мы планируем создавать свои продукты, а не аналоги рынка, что открывает возможность для поставщиков ингредиентов начать с нами сотрудничество. Мы хотим выходить за рамки производств, очень открыты к новинкам, инновациям и уникальным позициям в СТМ. В ближайшем будущем планируем запуск бренда «Метро-премиум», что как раз подразумевает интересные решения.
Алекей Бойцов, ПО РОСТ |
Николай Москвитин, GfK Rus |
Сергей Илюха (Лига Коммерсантов) |
Екатерина Арно (SparRussiaB.V.)
Мы уже устали от истории, когда один образец товара на тендере и совсем другой на полке. Теперь по некоторым позициям мы контролируем качество ежемесячно.
В 2017 году мы планируем пересмотр старых СТМ-проектов – пора взглянуть на них по-новому, будем проводить перетендеры. Мы росли по 100 новых SKU в СТМ в год, доросли до 1000, теперь решили не расти вширь, а повышать эффективность существующих позиций.
Важным моментом, помимо цены, является логистика. Поставщик должен иметь возможность довозить продукцию до складов в каждом регионе.
Сейчас самое время для того, чтобы начать сотрудничество, мы защитили план на 2017 год, и еще успеем включить Вас в тендер.
Елена Савченко, ГК Дикси |
Екатерина Чибескова (METRO C&C), Екатерина Арно (Spar Russia B.V.) |
Сергей Лищук отвечает на вопрос из зала |
Николай Москвитин (GfKRus)
Совокупный вклад трех основных категорий (Бакалея, Молочная продукция и Напитки) в развитие продовольственных СТМ составляет практически 60% в денежном выражении.
Когда мы говорим о динамике развития СТМ, следует сравнивать и с продажами категории в целом. Например, категория бакалея в рублях выросла на 4,5%, тогда как бакалея-СТМ рост оказался практически в 2 раза больше и составил больше 8%. Практически та же история и с молочной продукцией. А вот рост СТМ в напитках составил 10,5%, но и сама категория выросла на 12%.
Различным категориям СТМ соответствуют разные драйверы роста. В бакалее наибольший рост продемонстрировал канал супермаркеты, в молочной продукции – гипермаркеты, в напитках – дискаунтеры.
Елена Савченко (Дикси)
Доля СТМ в обороте «ДИКСИ» за 2016 составила 15,7%. – и это 38 950 млн. руб. товарооборота (+11% к 2015г.)
Приоритетные категории развития СТМ Дикси в 2017 г.:
Диабетические товары; Фасованные овощи, салаты; Молочные десерты; Детские молочные продукты; Куриные полуфабрикаты охл. Это в основном касается среднего сегмента, в сегменте первой цены закрыты практически все позиции.
Анна Шеина, Nielsen |
Сергей Лищук, Retail4you |
Вячеслав Снегирев (КЮЗ Диамант) |
Александр Блинов (РеалЪ)
В чем плюс работы поставщика по СТМ-проектам именно с нами? Только весной 2016 года мы вывели на полки первые СТМ-позиции, и эти товары быстро стали лидерами категории, заместив бренды.
Для облегчения старта работы с нами мы в качестве своей «упаковки» используем стикер, который просто наклеивается на универсальный вариант упаковки.
Анна Шеина (Nielsen, Россия)
При выборе продуктов питания и напитков 74% россиян обращают особое внимание на состав. При этом 63% считают, что чем список ингредиентов короче, тем полезнее продукт. К тому же 71% россиян готовы платить больше за продукты и напитки, в составе которых отсутствуют нежелательные элементы. Большинство крупнейших мировых ритейлеров подхватывают этот тренд и заводят отдельные линейки «органических продуктов» в СТМ.
Сергей Илюха (Лига Коммерсантов)
Проблема заключения неприбыльного контракта по СТМ в том, что договаривается о поставках в сеть скорее менеджер по продажам, а договор со всеми нюансами – не его зона ответственности, ему главное продать. И сеть знает, что менеджера по продажам испугает фраза «ну если хотите, составим протокол разногласий…».
На следующий день, 8 февраля, в рамках Форума прошел Центр Закупок Сетейтм СТМ, где делегаты Форума провели более 2000 переговоров о производстве товаров под собственными торговыми марками с представителями 41 розничной сети, среди которых были Лента, Metro C&C, Дикси, Spar Russsia B.V., Билла, Федеральный Закупочный Союз и другие.
Следующий Центр Закупок Сетей пройдет на XXI Всероссийском Торговом Форуме