Итоги XVI Петербургского Продовольственного Форума «Торговля Большого Города»
Опубликовано: 18.11.201615-16 ноября 2016 года в Северной столице на конгрессно-выставочной площадке «ЭКСПОФОРУМ» прошел XVI Петербургский Продовольственный Форум «Торговля Большого Города». Форум состоялся в рамках юбилейной XXV Международной продовольственной выставки «ПЕТЕРФУД» при поддержке Администрации Санкт-Петербурга, Ассоциации компаний розничной торговли, Союза Независимых Сетей России и Организации Роскачество.
Будучи ведущей деловой площадкой продовольственной отрасли Северо-Западного региона России, Форум собрал более 200 участников из 50 городов России и стран СНГ: производителей и поставщиков продовольственных товаров, представителей розничных сетей и торговых ассоциаций.
Такой высокий интерес к Форуму был вызван новыми проблемами, которые затронули всю торговую цепочку без исключения. Поправки в ФЗ о Торговле, падение покупательской способности населения, смещение акцентов с широкого ассортимента в пользу самых «рентабельных» позиций в ритейле... Примечательно, что злободневные проблемы сферы розничной торговли обсуждались именно в сетевой столице России, где более 80% продаж FMCG-товаров осуществляется через сети.
В связи с произошедшими изменениями у поставщиков появилось множество вопросов по дальнейшему взаимодействию с розницей, и делегаты Форума не упустили шанса задать их на Форуме представителям таких федеральных и региональных розничных сетей, как X5 Retail Group, Ашан, РеалЪ, Квартал и др.
Ключевой частью Форума стал двухдневный Центр Закупок СетейТМ, в котором производители, дистрибьюторы и более 120 закупщиков из 43 розничных сетей провели свыше 4500 переговоров. По предварительным оценкам закупщиков, более 50% предложений, которые они получили, оказались интересными и помогут им в формировании нового продовольственного ассортимента.
Крупнейшая в году региональная встреча поставщиков с ритейлом собрала закупщиков таких сетей, как: X5 Retail Group, Ашан, Магнит, О’Кей, Дикси, Лента, Метро C&C, 7Я CемьЯ, Азбука Вкуса и др.
Андрей Подлеснов (КВК Империя) открывает Форум | Руслан Соловьев (Квартал), Ольга Волкова (X5 Retail Group) Евгений Курц (Ашан) | Наталья Бердникова (Белебеевский Молочный Комбинат) |
Елена Самодурова (GfK)
Магнит Дискаунтер удерживает лидерство среди розничных сетей в целом по России и в СЗФО без Спб, при этом в Санкт-Петербурге лидерами являются Лента и Пятерочка. В целом лояльность к сетям понизилась, где проводят промо-акции, туда и идут.
За период сентябрь 15-сентябрь 16 года рост в натуральном выражении наблюдается только в категории Товары для домашних животных.
Александр Мышинский (ТД РеалЪ)
У поставщиков 90-95% бюджета на промо идет в федеральные сети, а потом на продвижение в региональных и локальных сетях просто не хватает средств.
Основная проблема поставщиков – все хотят попасть в сети к федералам, игнорируя региональные сети.
Цена товара в сети повышается, т.к. растут издержки в связи с сильным повышением налогооблагаемой базы.
Ольга Волкова (X5 RetailGroup)
Мы сейчас ведем активную договорную компанию – у нас 3400 договоров, половину уже перезаключили. Результаты увидим во 2-3 квартале 2017 года.
Юрий Бермант (Фабрика Кондитер) | Трейд-маркетинг сессия | Евгений Курц (Ашан), Николай Иванов (ГТРК Санкт-Петербург) |
Евгений Курц (Ашан)
Что можно сказать о поправках к ФЗ…без стресса нет прогресса. Нам удалось мобилизировать и сотрудников, и поставщиков.
Мне на днях прислали несколько писем от разных глобальных поставщиков о повышении цены. Интересно, что ФАС тщательно проверяет цены в магазине и говорит о сговоре, но не поставщиков
Дарья Кондратьева (Nielsen)
Основными стратегиями экономии остаются выбор магазинов с низкими ценами (дискаунтеры – единственный канал, в котором покупатели стали покупать больше) и поиск промо (прямая скидка остается самым предпочитаемым видом промо).
Половина бюджета на покупку продуктов и товаров повседневного спроса расходуется на свежие продукты, и именно по ним определяется уровень цен в магазинах.
83% покупают СТМ и независимо от изменения уровня жизни продолжат покупать СТМ. Треть покупателей готовы покупать СТМ в более высоком ценовом сегменте.
Общение спикеров в кулуарах Форума | Выступление Елены Самодуровой (GfK Rus) | Александра Сурова (Ватель Маркетинг) |
Офицеров (Офицеров и Партнеры)
Нужно постоянно думать о клиенте, и писать в КП не про возраст вашей компании, не про качество продукта и ингредиенты, а про то, зачем вы нужны сети – ее выгоды. У каждого закупщика есть KPI. Если Ваше предложение совпадает с KPI, его будут читать.
На Центре Закупок СетейТМ Ваше коммерческое предложение должно быть индивидуальным – хотя бы несколько слов о сети. Обычно происходит, как раздача карт из колоды: «Здравствуйте, а как Ваша сеть называется? Вот, держите наше предложение».
Если вы везете с собой образцы товара, то наклейте фразу «Для сети Дикси», например, и это в разы повысит шанс того, что сеть заберет образец с собой, а не оставит на столе.
Иван Федяков (INFOLine)
В структуре розничного рынка России четверть всех продаж консолидируют Топ 10 сетей: Магнит, X5 RetailGroup, Ашан, Лента, Метро, О’Кей, Красное и Белое, Монетка, Globus. Можно сказать, что вы не в рынке, если не работаете хотя бы с одной из этих сетей.
Лидерами по темпу роста являются Красное&Белое, Лента, Globus, X5 RetailGroup(впервые за 3-5 лет X5 обогнала Магнит по темпам роста). Следите за темпами, с которыми развиваются ваши партнеры, ведь вы должны в той или иной степени соответствовать.
Иван Федяков (INFOLine) | Подготовка к Ассемблее директоров | Сергей Илюха (Лига Коммерсантов) |
Ольга Куртушина (MixResearch)
Топ 3 СТМ категории по популярности среди покупателей: кондитерские изделия, крупы и макароны, молочная продукция. Топ-3 СТМ, имеющие наибольшее количество лояльных покупателей – «Красная цена», «Каждый день» и «365 дней».
Юрий Бермант (АПХ Природа, Фабрика Кондитер)
Первое требование к производителям СТМ – строгие стандарты менеджмента безопасности и качества. У нас проходит до 15 аудитов в год. Крайне высокие требования при низкой маржинальности, но другого варианта нет, нужно использовать все каналы сбыта. В сетях технологи прекрасно умеют просчитывать рентабельность продукта, они знают себестоимость сырья, затраты на энергоресурсы… И очень хорошо смотрят, чтоб производитель не получил лишнего.
Дарья Кондратьева (Nielsen) | Президиум СТМ-сессии | Анна Малявина (Ватель Маркетинг) |
Сергей Илюха (Лига Коммерсантов)
Про поправки в закон о Торговле можно сказать так: никто пока не знает, как этим пользоваться. Абстрактное страшное постоянно меняющееся нечто. Можно ли оказывать услуги авансом и за какой период? С какого момента считается отсрочка?..
Если есть сомнения в законности требования сети, лучше пойти на некое ухудшение отношений с сетью и перейти к юридическим взаимоотношениям, чем потом платить вместе с сетью огромные штрафы.
Если сеть попросила 20% скидки и вы дали, это бесполезный шаг. Нужно показать сети, как вам это трудно, на какие жертвы вы идете. Это уже задел лояльности, которая повлияет на качество переоценки вашего товара в сети.
Руслан Соловьев (Квартал)
Мы будем просить у поставщиков скидку за счет того, что уменьшилась сумма на маркетинг.
Ситуация с ФЗ следующая: начинайте работать, а потом уже будем смотреть, кто виноват.
Буквально сегодня услышал от поставщика про 5% бонусов, что, если поставщик не является производителем, то производитель может заключить договор на оказание услуг. Рассказал эту версию юристам, и, мне показалось, они были шокированы больше меня.
После разговора на Форуме я уже не уверен, правильно ли мы перезаключили 40% договоров.
Николай Иванов (ГТРК Санкт-Петербург) и Александр Мышинский (ГК Реал) | Арсен Даниэль (Daniel Communication Design) |
Анна Малявина (Ватель Маркетинг)
Трейд-маркетинг – это не фантазии, а цифры. Анализируйте, с каким товаром ваш товар попадает в корзину (факторный анализ). Договаривайтесь о совместном продвижении. Для сетей это более интересный нешаблонный вариант, они готовы пойти на более выгодные условия по такому виду продвижения.
Наталья Бердникова (АПК Агро-2000, Белебеевский молочный комбинат)
Вступление промоутера в контакт с потенциальным покупателем во время дегустации в разы повышает вероятность покупки продукта.
Обычно акция подарок за покупку неэффективен. Если это небольшой подарок – обычно это никому не нужно. Дорогой подарок – нерентабельно.
Очень эффективен в сети тандем дегустация и подарок за покупку, а самая эффективная акция по нашему опыту – это торцевая выкладка с декорированием.
Александра Сурова (Ватель Маркетинг)
При редизайне упаковки нужно помнить о рисках, что есть вероятность потерять текущего клиента. Лишь часть потребителей сможет найти продукт на полке. Например, компания Cometпотеряла 30% своих покупателей после преобразования этикетки.
Центр Закупок Сетей™
|
|
Следующий Центр Закупок Сетей™ состоится в рамках мероприятия «XII Всероссийский Продфорум»