Тренды. Вызовы. Проблемы. Решения
Опубликовано: 10.10.2016Итоги XI Всероссийского Форума хлебопекарной и кондитерской промышленности «Хлебное дело»
10 октября 2016 года в рамках выставки «Агропродмаш» прошел Всероссийский Форум хлебопекарной и кондитерской промышленности «Хлебное дело».
Организатором деловой встречи производителей хлебопекарной и кондитерской продукции, поставщиков российского и иностранного оборудования, а также ингредиентов выступила КВК «Империя», генеральным партнером – АО «Экспоцентр».
Мероприятие собрало более 300 топ-менеджеров хлебопекарной и кондитерской отрасли. Центральными темами были самые острые проблемы хлебопекарной промышленности. Причем, что немаловажно, в своих выступлениях спикеры делали акцент на конкретных путях выхода из сложившегося кризиса отрасли: сложностях развития предприятий, дороговизны кредитов, меняющихся законодательных правил. Обсуждались и перспективные технологии производства продукции, введения поправок в закон о торговле, работе с розницей, вопросы автоматизации, новые проекты в хлебопечении, упаковочное оборудование и маркетинг. Участники узнали также об уникальной технологии Бережливого производства.
Приводим наиболее интересные цитаты делегатов Форума
Анатолий Косован (НИИ хлебопекарной промышленности, академик РАН)
Если доля расходов на общественное питание в расходах домохозяйств в России составляет 4% в общих расходах семей на питание, то на западных странах – 12%. Причем в России реальное производство специализированных и функциональных хлебобулочных изделий в 10 раз отстает от потребностей: если нужно около 1,5 млн тонн, то производится всего около 100 000 тонн специализированных хлебобулочных изделий. В то время, как на западе эта ниша закрывается многочисленными небольшими хлебопекарными предприятиями.
Игорь Свириденко (Российский Зерновой Союз)
В структуре ценообразования хлебобулочных изделий на муку приходится 35%. Одной из главных проблем отрасли в Зерновом Союзе считают сдерживание на государственном уровне цен на хлеб. «Но мы же боимся социальных недовольств, но, с другой стороны, именно сдерживание цены приводит к развитию в России мучного фальсификата, так как производители стараются увеличивать свою маржинальность, покупая дешевую и некачественную муку. Кроме того, этот фактор не позволяет многим предприятием динамично развиваться.
В то же время цена 1 кг ржаного хлеба за последние 15 лет выросла с 5 рублей до 40 рублей, а пшеничного – с 9 до 57 руб/кг.
Сергей Краус (Союза Производителей Пищевых Ингредиентов)
Выбирая продукты питания, 65% потребителей все больше покупает пищу с меньшим содержанием жиров и углеводов, 41% стал вообще употреблять меньшие по объему порции, а 43% склоняются к выбору натуральных ингредиентов. Это касается и хлеба.
Ольга Куртушина, (аналитическое агентство Mix Research)
За последние 6 месяцев покупатели стали приобретать на 19% меньше хлебобулочных изделий и на 5% меньше кондитерки. Объяснение этому, по мнению аналитиков, кроется в ослабление рубля, росте цен (в среднем на 24% в 2015 году), сокращении доходов. В наибольшей степени сократилось потребление импортных кондитерских изделий. Падает и уровень затрат на покупку одну хлебобулочных изделий.
Манана Ткешелашвили (НИИ Прикладных исследований инновационных технологий и качества пищевых продуктов)
Выпуск продуктов «здорового» питания - это тенденция, уже давно существующая на Западе, в России только начинает развиваться. Маркетологи прочат отрасли полезных кондитерских изделий будущее: рост продаж в этой отрасли прогнозируется на уровне 15-20%.
Павел Морозов, директор представительства в России германской компании Wachtel
Все хлебопекарные предприятия имеют возможность выбирать между отечественным или импортным поставщиком оборудования. При всем уважении к российским производителям, импортные аналоги имеют все же, как правило, более высокое качество, более высокий ресурс эксплуатации, предложение сервиса, постоянную техническую и технологическую поддержку. В то же время в России тоже появляется все больше отечественных производителей оборудования, которые, как правило, производят для ниши малого и среднего хлебопечения собственные разработки или копируют западные аналоги.
Ольга Карташева (IKA Werke)
Чем разнообразней, вкуснее хлеб, тем лучше и производителям и потребителям. «А чтобы получить вкусный хлеб, нужно позаботиться о свойствах и способности опары и теста. Качество хлеба определяется не только качеством ингредиентов, но и технологией приготовления теста, качеством замеса. Она рассказала о представляемой в России ее компанией машинах и агрегатах, предназначенных для приготовления опары и теста.
Ольга Дерябина, (Ascobloc DEBAG в России) Именно от технического оснащения хлебопекарного завода во многом зависит успешность предприятия. Есть, например оборудование, которое позволяет уменьшать упек более, чем на 5%, поддерживает режим оптимального пароувлажнения, имеет программируемую функцию «спокойной атмосферы», невелико по габаритам.
Татьяна Гордеева, (Таурас-Феникс)
На рынке наблюдается тенденция снижения категории кондитерских и шоколадных изделий, тортов и пирожных, и, наоборот, растет потребление печенья, пряников и кексов. Компания делает акцент именно на машинах по упаковке штучных изделий: печенья, вафлей, зефира, блинчиков, хлебцев и т.д. Татьяна Есть также технологические тонкости, как с помощью упаковки можно повысить маржинальность различных видов кондитерских и хлебопекарных продуктов.
Екатерина Ахилова, (Ваша упаковка)
Хлеб может быть вкусным, мягким, запоминающимся внешне, необычным. Но маркетологами все сложнее его выделять среди всего многообразия предложений. Испробованы все мыслимые упаковочные решения: упаковочная эко-бумага, крафт-картон, пакеты, короба и коробки, обычные этикетки. Компания обратила внимание, что на российском рынке, в отличие от западного, совсем не используется бесклеевая упаковка. А ведь она как раз и запоминается. При этом на ней содержится вся необходимая информация и сам бренд.
Наталья Хабибулина (Партнер-М)
Сегодня есть такой тренд: все больше хлебопеков и кондитеров используют при производстве «зеленые технологии» в сфере ингредиентов: различные виды пшеничной и гороховой муки с повышенным содержанием белка, экструзионной, растительной клетчаткой и стабилизаторов на базе молочных белков. Они увеличивают объем хлеба, смягчают текстуру, снижают ломкость, улучшают структуру, ускоряют ферментацию. И в целом позволяют делать продукт более продаваемым.
Яна Петыш (РУСХЛЕБ)
Для хлебопекарной и кондитерской отрасли вопрос импортозамещения не является слишком острым в отличие от рынка пищевых ингредиентов. На настоящий момент потребности российских производителей в пищевых ингредиентах на 75–80% удовлетворяются за счет импортной продукции. Но спрос на российском рынке растет, а по смесям и улучшителям ежегодно будет прирастать в среднем на 12-14%. Поэтому рынок ингредиентов представляется весьма привлекательным. Растет и спрос на сложные продукты – национальные и многозерновые хлеба, снеки, полезные для здоровья. К числу же факторов, сдерживающих развитие российского производства пищевых ингредиентов, можно отнести отсутствие или недостаток сырьевых источников, дефицит технологий. Поэтому необходима организация отечественного производства пищевых добавок и активизировать работу существующих производств.
Николай Трухин, (интернет-ресурс Ingredients.pro, Единый Центр ингредиентов).
Он создан для решения технологических задач хлебопекарных предприятий, находящихся в постоянном поиске новых рецептур и ингредиентов. Обычно технологи на предприятиях ищут ингредиенты так: спрашивают коллег, делают запрос производителю/поставщику, обращаются в отраслевые ассоциации, СМИ, каталоги, посещают выставки, ищут в интернете и на торговых площадках. Портал ингредиентов, по запросам помогает найти и подобрать ингредиенты, поставщика и дистрибьютера.
Иван Федяков (агентство INFOLine)
Прирост торговых площадей 150 крупнейших сетей FMCG России (без учета ритейлеров, сокративших площади) в I половине 2016 г. сократился по сравнению с рекордным показателем I половины 2015 г. (1250 тыс. кв. м) и составил 1057 тыс. кв. м; во II кв. 2016 г. – 609,8 тыс. кв. м против 715,7 тыс. кв. м во II кв. 2015 г.
Наибольший вклад в прирост торговый площадей в I половине 2016 г. внесли X5 Retail Group, «Магнит», ГК «ДИКСИ» и «Лента». Совокупная доля двух крупнейших ритейлеров FMCG России - X5 Retail Group и «Магнит» - достигла максимума и приблизилась к 64,1%, а доля X5 Retail Group в приросте увеличилась сразу на 17,5% до 39,2%.
Петр Офицеров, (Офицеров и партнеры)
Чтобы сделать свое производство эффективным, нужно производить молочные продукты, исходя на 100 % от заказа, искать пути для снижения себестоимости и повышать производительность. Если мы говорим о финансах, то обратите внимание на лучшие условия, а также на их правильный, оперативный учет. В части логистики нужно стремиться к поставке на 100%, повышать дискретность и скорость поставки. В части маркетинговых решений имеет смысл обратить внимание на создание ТМ, ценности и образа в глазах потребителей, а также на мотивацию к покупке.
Необходимо увеличивать выработку на одного сотрудника, постоянно улучшать качество проводимых акций и мерчендайзинг. А в конечном счете необходимо увязать KPI менеджеров с целями компании и производительностью.
Иван Новоселов, (Национальные системы менеджмента)
Пока конкуренты копошатся в проблемах, другие завоевывают долю рынка за счет улучшения соотношения цена/качество, сокращения сроков производства, форсирования вывода новых продуктов. Самым же эффективным подходом к управлению предприятиями любого типа, масштаба и отрасли, по мнению многих экспертов, является именно Бережливое производство (производственная система ЛИН, Кайдзен, Toyota Production System). Суть метода - в одержимости качеством, работа всех как одной команды и научный подход. Улучшая качество, компания должна снижать затраты за счет меньшего количества ошибок, переделок, лучшего использования оборудования и материалов, повышая производительность. Чтобы снизить потери, нужно ликвидировать 8 видов потерь: неиспользованный человеческий потенциал, транспортировка, излишние запасы, переделки, избыточная обработка, перепроизводство, лишние движения и ожидания.
За 98% проблем качества и производительности отвечает система менеджмента, а за остальные 2% — исполнители.
Артем Григорян, (ФАМ-РОботикс)
На производствах внедряются два основных принципа, лежащих в основе современной технологии каракури кайдзен: это гравитация и собственный вес перемещаемого объекта. В частности, на молочных предприятиях эта технология может применяться для автоматизации процессов логистики и облегчения труда. Например, она используется при упаковке мороженого или при сборке упаковочных коробок.
Подводя итоги Первого Форума «Хлебное дело», можно с уверенностью сказать, что он не только удался, но и прошел весьма своевременно, собрав необходимую аудиторию по сегментам рынка. Это показала и оценка участниками данного мероприятия в анкетах-отзывах. Каждый наш делегат отметил, что получил то, ради чего приехал: новые контакты, неформальное общение, свежую аналитическую, производственную и технологическую информации, выступления спикеров. Уверены, что форум послужит толчком для принятия важных и эффективных решений для развития хлебопекарных и кондитерских предприятий-участников форума.
И до новых встреч!