Итоги Всероссийского Бизнес-Форума
Опубликовано: 26.04.2013
25-26 апреля в Lotte Hotel Moscow прошел необычный Форум по интернет-торговле. Необычный по составу аудитории и по вопросам, которые звучали из зала в течение двух дней. Большинство российских мероприятий по теме «e-commerce» (а их проводится в течение года несколько десятков) ориентированы либо на профессионалов «от web» (и тогда с трибуны льются потоки непонятных умных слов), либо на акул большого бизнеса (в этом случае неизбежны обсуждения многомиллиардных бюджетов Amazon и WallMart).
Выступает Федор Вирин (DataInsight)
|
Делегаты...
|
Михаил Шестоперов (Роникон) общается с делегатами в перерыве
|
Организаторы Форума (КВК «Империя») исходили из того, что сегодня на арену интернет-торговли выходят широкие массы российских предприятий – малый бизнес, региональные компании. И вопросы их волнуют вполне конкретные, практичные и «приближенные к земле»: из чего/кого должно состоять интернет-подразделение компании, продающей товары для дома, мебель, игрушки, одежду? как составить грамотное ТЗ на интернет-магазин и проконтролировать работу веб-мастеров? не навредит ли интернет-магазин обычной рознице? как согласовать ассортимент и цены? как организовать доставку? как снизить количество возвратов?
Президиум: А. Павлык, Ритейл Экспертиз
|
Вопрос из зала
|
Зал Форума
|
Программа состояла из 2х вебинаров, проведенных еще до начала Форума, 4х тематических сессий, на которых выступили Эксперты от таких авторитетных игроков потребительского рынка, как OZON.RU, E5, Enter, Утконос, Роникон, и 3х Мастер-классов. Отдельно стоит отметить ведущих Мастер-классов – Александра Соколова(TREKO.RU), Илью Балахнина (Paper Planes) и Наталью Баршеву(Рекана), которые не только блестяще выступили, но и провели экспресс-аудит сайтов и кейсов, присланных делегатами заранее. В данном пост-релизе собраны наиболее интересные факты и мнения, прозвучавшие в выступлениях Спикеров.
Цифры, характеризующие рынок интернет-торговли
Федор Вирин / Data Insight
- Объем розничной электронной торговли в 2012 г. составил около 405 млрд. рублей (~$13 млрд.)
- Рост за год – 27%
- Четверть крупнейших производителей имеет собственный интернет-магазин – хотя не факт, что это им нужно…
- 70% новых покупателей живут за пределами Москвы
- Отказы в одежде порой достигают 80%
|
|
Наталья Бахвалова / OZON.ru
- Самые быстро-растущие категории на OZONе в 2012 году:
- Одежда (200%)
- Товары для дома (100%)
- Товары для спорта (88%)
|
|
Александр Иванов / Национальная ассоциация дистанционной торговли
- Россия по количеству интернет-магазинов выходит на 1-е место в мире. Из этих магазинов 90% не работают…
|
|
Андрей Лепейко / Перестройка.ua
- Около 35% компаний-поставщиков не намерены сотрудничать с Интернет-магазинами ни на каких условиях… Для многих из них это означает смерть в краткосрочной перспективе
|
|
До начала интернет-продаж
Александр Сугаков / Superpovar.RU
- Даже если у Вас нет интернет-магазина - подумайте над размещением ассортимента в Яндекс.Маркете
- Зарегистрируйте всю свою розницу на Яндекс-картах, гуглокартах и прочих сервисах, помогающих пользователю найти что-нибудь рядом с ним
|
|
Михаил Кисин / GoodsMatrix.RU
- Продумать несколько вариантов интернет-магазина коммерсант может и должен вообще без привлечения интернет-специалистов, используя знания своего розничного бизнеса, логики и экономики дистанционной торговли.
- Масштаб создаваемого интернет-магазина определяется пропускной способностью системы обработки и доставки заказов
|
|
Проблемы, ошибки на сайтах
Александр Соколов / TREKO.RU
- Анализ сайтов делегатов Форума показал: кроме распространенных технических ошибок, для российских интернет-магазинов характерна сложность совершения покупки. На пути покупателя – множество барьеров и вопросов: а где нужный мне товар? А сколько он стоит (не все отваживаются публиковать цены)? А что теперь я должен сделать, чтобы его купить (далеко не всегда есть заметная кнопка «купить», «положить в корзину»? А куда я могу написать, позвонить? И то, что при всех этих трудностях, покупатели все же покупают, говорит о низком уровне конкуренции, а это – временно.
|
|
Эффективность, маржинальность продаж интернет-ритейлеров
Алексей Павлык / Ритейл Экспертиз
- Первостепенную важность представляют такие показатели, как стоимость доставки и маржа с 1 заказа. Однако рассчитывает их катастрофически малое количество компаний, даже крупных…
|
|
Дмитрий Потапенко / Management Development Group Inc.
- То, что накладные расходы в интернет-торговле меньше, чем в офф-лайне - миф. Затраты на логистику, возвраты и телекоммуникации в интернет-магазине в разы превышают аналогичные затраты обычного магазина
|
|
Михаил Кисин / GoodsMatrix.RU
- Для оценки эффективности интернет-продаж необходимо использовать обобщенный показатель, аналогичный «доходу на квадратный метр» в обычной рознице – «доход на приведенный заказ».
|
|
Взаимодействие с традиционным ритейлом, мультиканальность
Алексей Вайсберг / E5.RU
- Создавая интернет-магазин на базе сильного оффлайного ритейлера, Вы, с одной стороны, получаете ряд преимуществ (поток лояльных клиентов, сильный бренд, логистика, закупочная мощь и т.п.)
- Факт: для 30% покупателей E5.RU стал первым интернет-магазином, в котором они совершили покупку
- С другой стороны, у Вас нет целого ряда компетенций (детальной информации по клиентской базе, опыта в организации курьерской доставки, умения работать с «штучным» товаром и т.п.)
- Материнская компания может невольно убить свою онлайн-дочку, и обязательно попытается сделать это...
|
|
Михаил Шестоперов / РОНИКОН
- Что касается цен – мы пришли к выводу, что цены в офф-лайне и в он-лайне должны быть едиными. Клиенты выбирают не там, где дешевле, а там, где им удобнее
|
|
Ольга Тесля / Олант
- Мы активно развиваем подход, который получил название «OMNI-CHANNEL». Потребитель должен совершать покупку тем способом, каким ему удобно сейчас, и не осознавать разницы – будь то магазин, интернет-магазин, мобильное устройство, социальная сеть, каталог или иной способа. Главное, что грань каналов продаж отсутствует и клиент для любого канала является одним и тем же клиентом – ассортимент, цены, скидки, продавцы – все едино.
|
|
Склад, логистика, доставка, возвраты
Йенс Айххорст / Enter
- Аутсорсинг склада и доставки может использоваться на начальной стадии развития компании, захвате позиций на рынке, при низких объемах продаж и нестабильном спросе. Причиной отказа от аутсорсинга могут стать высокие ставки на услуги, низкая гибкость в работе логоператоров, отсутствие курьерских служб в регионах, предоставляющих сервис на требуемом уровне.
|
|
Андрей Кистенев / Shop-Logistics.ru
- Аутсорсинг и свою службу не надо противопоставлять, а нужно использовать комбинированный подход. «Магистральную» доставку в отдаленные регионы можно заказывать у партнера, а «последнюю милю» доставлять собственными силами.
- Рекомендую анализировать KPI службы доставки и своевременно заменять партнеров, которые не выполняют поставленные цели. Среди KPI: процент доставленных посылок с первой попытки (>91-92%); общий процент доставленных посылок (>96-97%); количество обращений с жалобами на 1000 доставок
- Очень нужна простая и понятная информация о доставке в карточке товара – это может увеличить продажи в разы
|
|
Артем Игнатьев / Независимый эксперт
- Как ни странно, снизить процент возвратов помогает упрощение процедуры возврата. Если клиент, которому не понравился доставленный товар, знает, что может вернуть его в течение месяца – он может повременить с возвратом, а потом и передумать расставаться с ним.
|
|
Работа онлайн-консультантов и других интерактивных сервисов
Сергей Александров / ПрофРост, ММКЦ
- Я протестировал онлайн-консультантов в ряде интернет-магазинов – у многих они просто не функционируют, размещены «для вида». А если и функционируют, в лучше случае несут функцию ответов на простейшие вопросы. Нужно в первую очередь определиться: какую задачу решает онлайн-консультнат? Он может быть отличным инструментом продаж, но у менеджера, который сидит «за ним», должен быть прописан четкий сценарий работы с клиентом. Например, с его помощью можно получить телефон клиента - а уже менеджер по продажам созвониться и продолжит работу с ним.
|
|
Наталья Баршева / РЕКАНА
- Интерактивный сервис на Вашем сайте будет эффективным, если он соответствует следующим 4 критериям: он решает задачи пользователя; знакомит его с продукцией компании; вовлекает его во взаимодействие с компанией; незаметно и легко! подводит к моменту покупки
|
|
Фотографии товаров
Александр Сугаков / Superpovar.RU
- Важно, чтобы фото товаров были крупными. Не стесняйтесь! Знаю пример, когда увеличение фото на 30% увеличило продажи на 25%
|
|
Елена Милова / Утконос
- Не для всех товаров нужны огромные фотографии… Например, покупатели и так знают, как выглядит пакет молока.
|
|
Прогноз на будущее
Андрей Лепейко / Перестройка.ua
- В ближайшие 5 лет объем интернет-торговля в России и Украине достигнет 30% от общего розничного оборота
|
|
Федор Вирин / Data Insight
- Будущее за SmartTV – продажами через цифровое телевидение. Покупки будут совершаться дома, сидя всей семьей перед большим экраном, в перерывах между любимыми передачами
|
|