20 секретов при выпуске СТМ для розничной сети
Опубликовано: 11.05.2016Есть несколько логичных объяснений, по которым производитель может начать выпускать товар под собственной торговой маркой сети:
- Завоевание лояльности сети с целью ввода или расширения линейки продукции под собственными торговыми марками производителя.
- Реклама своих торговых марок и себя как производителя за счет того, что товары производителя будут ассоциироваться с брендом сети.
- Загрузка производственных мощностей
- Оптимизация логистики при поставках своей продукции за счет увеличения поставок в розничную сеть.
- Получение гарантированной и своевременной оплаты за товар.
- Получение дополнительного дохода.
Основные опасения производителя связаны с возможностью получения убытков. Эти опасения обусловлены тем, что модель работы российских производителей существенно отличается от европейской. В Европе производители СТМ - это компании, которые изначально свой бизнес строили по принципу исключительно работы с СТМ. У них нет той нагрузки, которую традиционно несет производитель, управляющий собственными марками и брендами и вынужденный организовывать разветвленную систему сбыта и дистрибьюции. У европейских производителей СТМ нет маркетинговых и сбытовых подразделений, которые достаточно затратны, и эти расходы включаются в себестоимость товара. Тем самым он может обеспечить сети продукцию приемлемого качества при приемлемой себестоимости.
Риски производителя следующие:
- Получить убыток от сотрудничества за счет необходимости предоставить сети цену ниже полной себестоимости продукции.
- Попасть в зависимость от сети за счет того, что при переориентации производства на выпуск СТМ придется сократить коммерческие подразделения и отдел активных продаж, а также отказаться от наработанной годами клиентской базы. Это, в случае прекращения или окончания контракта с сетью, не позволит быстро восстановить объем продаж и неизбежно приведет к серьезным убыткам.
- В случае, если сеть настаивает на производстве «зонтичного бренда», аналогичного ТОПовым позициям собственного ассортимента, существует опасность замещения и вытеснения собственных товаров.
Тем не менее, огромное количество производителей хочет производить для розничных сетей товары под СТМ. Что же делать производителю для того, чтобы получить желаемый контракт.
Есть одно простое и эффективное правило:
Надо понять, чем руководствуется при принятии решения менеджер по СТМ розничной сети и сделать ему предложение, которое Вы бы сами приняли, если бы были на его месте.
- Оцените потребности сети:
- Проанализируйте рынок и ассортимент сети;
- Оцените стратегию сети при работе с СТМ;
- Сформулируйте требования к товару, необходимому для сети;
- Оценка своих возможностей:
- Оцените, сможете ли вы провести товар с требуемыми характеристиками по необходимой цене.
- Объективно оцените свои производственные возможности. Сможете ли вы производить товар в требуемом количестве без ущерба существующему объему продаж.
- Оцените потребность в финансировании проекта и определите источники привлечения средств.
- Определите поставщиков сырья и комплектующих и оцените их надежность и готовность предоставить все необходимое для выпуска СТМ.
- Рассчитайте себестоимость продукции до и после запуска проекта по выпуску СТМ. Оцените, как увеличение объема повлияло на себестоимость. Разработайте программу снижения затрат.
- Сравните экономику контракта при сотрудничестве по своей торговой марке и СТМ сети;
- Сформулируйте, какую цель вы преследуете.
- Оцените свои риски и в случае, если они являются существенными – составьте программу их снижения.
- Сделайте предложение, которое будет выгодно сети и вам, и сделайте его, не дожидаясь, когда будет объявлен тендер.
Ваше предложение станет значительно более привлекательным если вы:
- Самостоятельно проведете предварительные исследования.
- Упростите процедуру контроля качества или возьмете на себя часть расходов.
- Минимизируете расходы сети на закупку сырья и упаковки, и хранение готовой продукции.
- Распространите пакет дополнительного сервиса, предоставляемый на свои ТМ на СТМ сети.